Олигархи недоплачивают триллионы тенге в бюджет — Азаматхан Амиртаев на Национальном Курултае

16 марта, 2024

Председатель Партии зеленых «Байтак»  Азаматхан Амиртаев принял участие в работе третьего национального Курултая, проходящего в Атырау 14-15 марта 2024 года. В ходе выступления он поднял вопросы окружающей среды и другие вопросы, волнующие общественность.

Кратко сообщаем его выступление:

Казахстан относится к странам с неблагоприятной экологией. Всемирный банк сообщает, что грязный воздух приводит в нашей стране к более чем 10 тысячам преждевременных смертей в год. Ежегодно предприятия выбрасывают в воздух свыше 2 млн. тонн загрязняющих веществ. Общие суммы ущерба здоровью граждан в Казахстане от загрязнения воздуха, по исследованиям Всемирного Банка, оцениваются порядка 12 млрд долларов.

В том числе, источником проблем являются промышленные выбросы. Таким образом, прибыли, которые приносят стране предприятия – основные загрязнители, в долгосрочной перспективе перекрываются за счет вреда здоровью и расходов на лечение граждан.

Существует Индекс экологической эффективности, его разрабатывает Йельский университет. Он оценивает, как страны минимизируют ущерб для окружающей среды, и обеспечивают экологическую устойчивость. В нем три группы индикаторов: чистота окружающей среды, жизнеспособность экосистем, и борьба с изменением климата. Казахстан в этом рейтинге на 93 месте. А на первых местах — такие страны как Дания, Великобритания, Швеция, Нидерланды, Германия… Но, вспомните, еще сравнительно недавно эти государства в экологическом плане были неблагополучными. Ведущие промышленные центры стран Запада воспринимались как «индустриальный ад». Теперь ситуация в них стала значительно лучше, и главное — постоянно улучшается. И это – целенаправленно достигнутый результат. Эти страны провели огромную работу по внедрению экологически ориентированной политики.

Казахстане в этом плане серьезно отстает. Например, у нас имеется налог за неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Его цель простая: средства идут на минимизацию последствий для экологии и здоровья граждан.  Но, за 2022 год объем поступлений составил всего лишь 98,6 млрд. тенге. А теперь сравните это с оценкой ущерба здоровью граждан, которую я приводил выше – 12 млрд. долларов! Вот эти ножницы – красноречиво говорят о состоянии дел в экологии.

В США, например, делались оценки результатов принятия Закона о чистом воздухе в 1970 году. Было выявлено, что каждый доллар, вложенный в чистоту воздуха, принес экономике 30 долларов прибыли, за счет улучшения здоровья граждан, снижения расходов на здравоохранение.

Так что, забота об экологии не просто необходима, она еще и выгодна.

Поэтому, мы считаем, что выплаты за неблагоприятное воздействие на окружающую среду явно недостаточны. Ставки платы не менялись на протяжении долгого времени. Такой объем никак не может достичь свой цели – минимизации последствий для окружающей среды. Налог на загрязнения необходимо повысить, причем минимум в 3-4 раза. Это могло бы дать дополнительно свыше 300 миллиардов тенге.

Кроме того, высокие ставки – это стимул для предприятий вкладываться в более экологичные технологии и очистные установки.

Затем, у нас в налоговом кодексе учитывается только 16 основных загрязняющих веществ, выбрасываемых в воздух. Но, при этом, таких веществ сотни.

Есть вопрос изначально низких ставок. Например, метан, один из наиболее опасных парниковых газов, оплачивается по ставке всего 0,02 МРП за одну тонну (изначально 0,01, удвоение за счет решения маслихатов). Это – всего 73 тенге. Углеводороды – ставка 0,32 МРП за тонну.  Сжигание газа в факелах – по этой значительной статье выбросов фактические эмиссии отсутствуют.

Имеются серьезные недостатки по контролю. Предприниматель ведет учет самостоятельно. Достоверность данных устанавливается при проверке деклараций и в ходе экологического контроля. Но налоговики не экологи, они не разбираются в этих тонкостях. Если говорить об экологическом контроле – то экологов мало, и всё проверить они не могут физически. А значит, идет самостоятельный учет, и предприниматель дает цифры в своих интересах. Налоговые службы никак не могут проверить точность данных. Поэтому цифры фактической эмиссии, т.е. выбросов, часто не соответствуют действительности.

Некоторым решением проблемы, в первую очередь, по крупным предприятиям, стал бы автоматизированный мониторинг – установка датчиков, чтобы они в постоянном режиме замеряли уровень выбросов. Такие требования уже были установлены Экологическим кодексом РК с 1 января 2023 года.  Но система все еще не работает.

Как я говорил, средства, которые поступают в региональные бюджеты и направляются на устранение последствий для экологии, недостаточны. Мероприятия по охране окружающей среды в регионах неэффективны. То есть, и средств недостаточны, и расходуются они неэффективно!

Другой вопрос – квоты на выброс СО2 и их механизм. Они не дают предприятиям стимула снижать выбросы. Выдаваемые квоты на СО2 необходимо реализовывать на бирже, по примеру стран ОЭСР. В Европе цена разрешений на выброс СО2 идет в пределах от 30 до 70 евро за тонну. У нас в 2021 году цена составляла 504 тенге (1,18 доллара США), а сегодня 397 тенге.

Таким образом, необходим более системный подход к этому вопросу. Мы предлагаем:

  1. Поднять ставку налога за неблагоприятное воздействие на окружающую среду, минимум в 3-4 раза, а по некоторым загрязняющим веществам в десятки раз;
  2. Провести полноценный аудит и мониторинг уплаты налогов за негативное воздействие на окружающую среду. Например, в предварительных расчетах у ТОО «Тенгизшевройл» сумма налоговых платежей за выбросы составляет около 40 миллиардов, а по факту меньше;
  3. В Налоговом кодексе расширить перечень загрязняющих веществ, по которым установлены ставки платы. К примеру, по выбросам загрязняющих веществ в воздух — их шестнадцать, а в гигиенических нормативах к атмосферному воздуху — их более шестисот;
  4. Платежи за эмиссию в окружающую среду необходимо взымать не по фактическим данным, а по выдаваемым лимитам. Тогда собственники объектов не смогут запрашивать завышенные лимиты на эмиссию. Так, разница установленных лимитов с фактическими эмиссиями составляет сотни тысяч тонн;
  5. Вернуть плату за неблагоприятное воздействие на окружающую среду для объектов 4 категории. Это тысячи предприятий по всей стране, и они тоже должны заботиться об экологии;
  6. Внедрить, наконец, автоматизированные системы мониторинга, чтобы предприятия платили именно столько, сколько они выбрасывают;
  7. Реализовывать квоты на СО2 на бирже, по принципу, который принят в передовых странах, и доказал свою эффективность. Сейчас эти квоты выдаются предприятиям бесплатно. К примеру, на 2024 год они составляют 171 млн. тонн. Этот объем квот должен реализовываться на бирже;
  8. Вернуть требования по экономической оценке экологического ущерба, которые сейчас отсутствуют;
  9. Внедрить механизмы, которые бы обеспечили эффективность восстановления нанесенного ущерба.

Экологическая политика должна стимулировать предприятия заботиться об экологии. Без стимула они не будут делать ничего, к сожалению. Поэтому выверенная экологическая политика способна достичь серьезных результатов, если проводить ее системно и последовательно. Об этом говорит и мировой, и казахстанский опыт.

Теперь о следующем важном вопросе ESG

ESG — Environmental, Social, and Governance — три аспекта долгосрочной стратегии любых корпорации, объединения и государства. Впервые об ESG услышали в 2006 году от бывшего генерального секретаря ООН Кофи Аннана. Тогда ООН призвала крупные мировые компании включить эти принципы в свои стратегии. С того времени к ним начали присматриваться и в Казахстане.

По сути, это устойчивое развитие коммерческой деятельности, построенное на таких принципах, как забота об окружающей среде, социальная ответственность, высокое качество корпоративного управления.

Ещё в начале 2000-х годов в США было всего 20 компаний с ESG-рейтингом, то к 2020 году эта цифра выросла почти до 800. В странах СНГ принципы ESG также стремительно распространяются. В Центральной Азии наилучший ESG-показатель демонстрирует именно Казахстан, так как в стране очень развито регулирование в области устойчивого развития.

У нас принято концепцию инвестиционной политики до 2026 года, согласно которой по всей стране нужно провести глубокий анализ ESG-практик и тенденций к зеленому финансированию, т.е. инвестициям в экологичные разработки и бизнес.

Основа ESG именно в том, чтобы бизнес и государство преследуют глобальную цель по сокращению негативного воздействия на окружающую среду. Это же ложиться в основу их операционной деятельности: улучшение условий труда, повышение качества и доступности выпускаемой продукции, прозрачность корпоративного управления, безопасно и экоориентированность.

ESG-стандарты реально внедрить в Казахстане при содействии правительства Казахстана.